Что такое ролевая игра?
Николай Пегасов, 17 september 2001
ролевые игры (rpg - role-playing games) - это одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему три-четыре дня в месяц. поскольку в нашей стране этот вид хобби только начинает развиваться, вы, уважаемый читатель, возможно ничего не слышали о нем. в таком случае, настоящая статья - для вас. из нее вы узнаете, что такое ролевая игра, в чем заключаются ее цель и особенности, что необходимо для того, чтобы принять в ней участие, и каковы в ней роли игроков и ведущего.

На что похожа ролевая игра?
если попытаться в двух словах рассказать о том, что же такое ролевая игра, то у нас получится следующая аналогия. возьмем для примера какой-либо приключенческий или детективный роман или кинофильм. представьте себе, что вы оказались на месте главного героя (о чем в детстве каждый из нас мечтал), и должны сами решить, что говорить, какие поступки совершать, сами устанавливаете цели и стремитесь их достичь. любым своим действием вы повлияете на общий сюжет кинофильма или книги. если вы будете действовать неосмотрительно и непродуманно, то, скорее всего, вам не удастся выполнить поставленной задачи. более того, вполне возможно, что вы поставите под угрозу свою и чужие жизни, ведь мы взяли в качестве примера приключенческий сюжет, полный опасностей и загадок. примерно в такую атмосферу погружается участник ролевой игры, оказываясь внутри приключения и своими решениями определяя судьбу героя и выдуманного мира.

"живые" ролевые игры имеют перед компьютерными ряд преимуществ. во-первых, в них отсутствуют условности, связанные с ограниченностью запрограммированного мира: если разработчики компьютерного варианта не предусмотрели для персонажа возможности взлететь в воздух, то ему никогда не удастся этого сделать, если условная граница географической карты является пределом прописанного в игре мира, то переступить черту не получится. "живая" игра безгранична, персонаж может делать все, что ему заблагорассудится и что вообще можно сделать в конкретный момент с точки зрения логики. во-вторых, "живая" игра по сути бесконечна, как бесконечны возможные литературные сюжеты, тогда как компьютерная - привязана к имеющемуся сценарию.

Уникальность ролевых игр
у ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр:

во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и отвественным за развитие игрового мира.

во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). цель команды игроков - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.

в третьих, ролевая игра - интереснейший творческий процесс. можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. каждый игрок - создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

в четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности. если вам наскучит играть какого-либо персонажа, просто создайте нового героя, если вам надоест фантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мир средневековья или шпионскую историю наших дней. игрок может стать ведущим, а ведущий - игроком. наскучить может лишь сценарий, но не сама игра.

отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры - в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение. если команда игроков успешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.

Игрок и персонаж
каждый участник ролевой игры управляет в ней одним персонажем (реже несколькими). игрок полностью отвечает за действия и поведение персонажа, а также за решения, которые его персонаж принимает в игре (фактически решения игрока становятся решениями персонажа). если персонаж сталкивается с трудностью, опасностями или загадками, игрок должен сам придумать, как справиться с делами и разрешить возникшие у персонажа проблемы. поскольку ролевая игра, как правило, связана с увлекательными приключениями, управлять персонажем игры и принимать за него сложные решения всегда очень интересно. однако это лишь часть удовольствия, которое может доставить игроку ролевая игра.

ролевая игра получила свое название из-за того, что каждому ее участнику приходится исполнять роль определенного персонажа. поэтому участие в ролевой игре сродни актерскому ремеслу. действительно, если вы оказываетесь в шкуре персонажа из любимой книги или киноленты, вы должны задуматься и о передаче образа этого человека: его мыслей, чувств, мотиваций, эмоций и т.д. каждый игрок должен понимать, что в приключении участвует не он сам, а персонаж, чью роль он играет. умение вживаться в роль, реагировать на происходящее так, как реагировал бы на них подлинный персонаж, в ролевой игре принято именовать "отыгрышем". качество отыгрыша напрямую зависит от того, насколько хорошо игрок понимает своего персонажа, насколько он чувствует его цели и знает его биографию. красивый и продуманный отыгрыш создает объемный, впечатляющий образ героя приключения и доставляет удовольствие не только игроку, вжившемуся в роль, но и всем участникам игры, потому что он добавляет ей чувство реальности происходящего.

таким образом, ролевая игра таит две главных привлекательтных черты для участника. первая черта - сопричастность к происходящему; игрок, управляя своим персонажем, влияет на игровой мир и исход приключения. вторая черта - возможность на некоторое время почувствовать себя кем-то еще, не обязательно могущественным героем, ведь проникновение в тайны и проблемы любого персонажа в приключенческом сюжете может доставить немало приятных моментов, а отыгрывание поведения такого персонажа приближает игру к действительности.

Команда и игровые сессии
само собой разумеется, что ролевая игра - развлечение не для одного человека, а для команды. обязательно наличие одного ведущего и, как минимум, одного игрока. оптимальной командой обычно считают группу из четырех-пяти игроков. количество игроков, как правило, зависит от желания и возможностей ведущего: есть люди, предпочитающие вести большие команды в 7-8 человек, а есть такие, кто привык ограничиваться 2-3 игроками. команду игроков иногда именуют "партией", по аналогии с английским словом party - "команда".

игра начинается с создания персонажей. при этом подразумевается, что все участники уже ознакомились с правилами игры, хотя новички вполне могут продолжать ознакомление с ними уже в ходе приключения. при создании персонажей каждый игрок должен получить то, что он хочет, но при этом, разумеется, особенности и черты персонажа не должны противоречить особенностям мира или будущего приключения (поэтому все персонажи должны утверждаться ведущим).

собственно сам процесс игры, то есть приключение, занимает как минимум несколько игровых часов. часто длинные и занимательные приключения невозможно "пройти" за один вечер, поэтому игру принято разделять на несколько встреч игроков и ведущего, и каждая такая встреча, которая может длиться от двух часов до целого дня, называется игровой сессией. некоторые приключения могут быть завершены за двух- или трехчасовую сессию, а эпические саги могут потребовать десятков сессий, что будет означать несколько месяцев игры (при условии, что играется одна сессия в неделю).

Игровой мир
ролевая игра может погрузить своих участников в реалии совершенно непривычного мира, сильно отличающегося от нашего. в этом также состоит значительная часть интереса к ролевым играм. существует множество игровых миров, в которых игрокам придется отыгрывать персонажей-аборигенов. если в качестве игрового мира берется фэнтези, то персонажи, скорее всего, могут быть эльфийскими магами и гномьими воинами. если же наш мир - далекое будущее космической оперы, то и герои, соотвественно, станут пилотами межгалактических кораблей и пришельцами негуманоидных рас.

миров ролевых игр, как вы понимаете, существует бесконечное множество. любой ведущий может использовать известный "официальный" мир разработчиков ролевой игры или создать свой собственный мир, непохожий на другие.

если говорить об "официальных" мирах, то нужно отметить, что они покрывают практически весь спектр приключенческой литературы (фантастика, фэнтези, детектив, шпионский боевик, мистический хоррор и т.п.) и предлагают варианты на любой вкус: водяной мир планеты-океана, земля после ядерной войны, альтернативная история средних веков, первобытное человечество ледникового периода и т.п. известным мирам литературы и кино также посвящены ролевые игры: существуют игры во вселенных "звездных войн", "властелина колец", "зова ктулху", "колеса времени", "звездного пути"...

как существуют игровые системы, к которым привязаны несколько игровых миров, так существуют и миры, в которых можно играть по разным игровым системам. вероятно, оптимальным должен быть вариант, когда игровая механика целиком создается под игровой мир и учитывает его специфику (это позволяет добиться наибольшей детализации и реализма игры), но, с другой стороны, знание популярной игровой системы, по которой написано несколько игр, позволит вам "менять" игровые миры, не переучиваясь правилам.

С чего начать?
быть ролевым игроком часто означает - быть членом сообщества ролевых игроков. существуют клубы, движения, конференции любителей ролевых игр, в "ролевой" жизни можно поучаствовать, просто найдя единомышленников в сети интернет. любители ролевых игр нередко играют в разных компаниях под "управлением" разных ведущих - и в этом разнообразии также проявляется прелесть ролевых игр.

итак, собирайте друзей, изучайте правила и погружайтесь в удивительный мир ролевых игр! в конце-концов, слово "хобби" означает не только собирание марок и склеивание моделей самолетиков. ролевые игры - это лучшая форма хобби по нескольким причинам. во-первых, это постоянное общение с людьми, а не замкнутость коллекционера или компьютерного геймера. во-вторых, это интереснейший творческий процесс, в который вовлечены все участники. в-третьих, это минимум затрат: на одну команду вполне может хватить одной книги правил и пары наборов игральных костей. и, наконец: как вы проводите долгие зимние вечера в выходные дни? смотрите кино (телевизор), пьете чай (пиво) и общаетесь с пришедшими в гости приятелями (звоните им по телефону)? эти вечера можно провести намного приятнее и с большей пользой, если вы знаете, что такое ролевая игра.

Николай Пегасов